Испокон веков одни со всей страстью стремились к осмысленным ценностям, определяя их как стиль, культуру, достоинство, силу, традицию, роскошь, наслаждение. Другие с не меньшей страстью все это порицали. Смысл стал ключевым термином и в дизайне, трансформировавшись в осмысленность, замысел, сущность, предназначение и, наконец, идею. Согласитесь, нет оснований фальшивить и лицемерить: осмысленный дизайн, как и осмысленная жизнь, – это комплимент.
По тому, как понимали дизайн великие творцы, можно судить о духе эпохи. Подавляющие излишества древних культур или эпикурейское изобилие Древней Греции, византийская, средневековая, ренессансная классика или барочная роскошь королей – все так или иначе упирается в классические античные ценности. К сожалению, большинство древнегреческих храмов «не помнят» имен своих создателей, заложивших основы первого архитектурного направления – классики, которое было, есть и будет стилем №1.
Классические ценности – сильные и победительные. Они гуманны и проверены веками. До сих пор востребованы античная ордерная система, золотое сечение, понятия пропорции, меры, красоты и гармонии. Только в рамках классических ценностей можно создать дух величественности и общедоступности одновременно.
Однако XX век «перемешал» все традиции. Что же получается?! Кто-то возлюбил ренессанс, кто-то испытывает привязанность к ассиро-вавилонским храмам, а кому-то вообще нравится непонятно что: различные предпочтения приводят к разным результатам. И только классика с ее основательностью демонстрирует, что чем сильнее вещи меняются, тем больше они остаются неизменными.
Впрочем, не следует забывать, что для каждого крупного мастера своего времени классика воплощалась в неких особенных вещах. Но для всех классицистов всех эпох она была своего рода палимпсестом. И в этой ее исторической и культурной многослойности смешались высокая гармония и маленькие земные радости. Классика не только превращает желанную и недоступную, как бриллиант, вещь в предмет необходимости. Она возвращает нам глобальные сверхценности. Главная из них – соединение человеческого и божественного. Классика вызывает в нас интерес к реальности и позволяет жить настоящим.

С уважением, Елена Галич.